УСЛУГИ ПОРТФОЛИО КОНТАКТЫ СТАТЬИ
(929)680-90-21 УСЛУГИ ПОРТФОЛИО КОНТАКТЫ СТАТЬИ

История наружной рекламы.

Ежедневно нам на глаза попадаются биллборды, вывески, витрины, рекламные тумбы, сэндвич-мэны, сити-форматы, световая реклама и реклама на транспорте, и мало кто догадывается, что современная наружная реклама имеет вековую, а некоторые её элементы исчисляются тысячелетиями.

Если затрагивать такую тему как история рекламы, то стоит и упомянуть и о первой рекламной акции, которую знает практически каждый. Змей-искуситель так разрекламировал спелый плод, что Ева-таки отведала его. Можно ли рассматривать дерево, как наружную рекламу, а Змея как промоутера, вопрос спорный :). Но факт налицо, рекламная акция удалась.

Наиболее древним образцом наружной рекламы принято считать найденный при раскопках древнеегипетского города Мемфиса каменный столбик, на котором была высечена надпись, рекламирующая услуги некого Рино с острова Крит, толкователя сновидений.

В древнем Египте на рабов цепляли таблички с кратким описанием услуг предоставляемых их хозяином.

При раскопках в Помпеях археологами обнаружено около полутора тысяч настенных рекламных надписей, информирующих, где можно приобрести тот или иной товар, остановиться на ночлег, или приятно провести время.

Вывески широко применялись для привлечения клиентов в Древней Греции и Древнем Риме были прообразами современных пиктограмм. Видя барельеф коровы, в лавку шли за молоком, под барельефом мельницы стоило искать булочную. Изготавливались древние вывески из мрамора или обожженной глины. По материалу, из которого изготовлена вывеска , можно было судить о финансовом состоянии лавочника.

В средние века наружная реклама мало чем изменилась по содержанию от древних её образцов. Всё те же барельефы, только выполненные из другого материала. В те времена было модно художественное чугунное литьё. Объёмные литые фигурки, подвешенные к фасаду здания, были хорошо видны издалека. Часто прохожие набивали шишки на лбу о подвешенный чугунный бочонок у дверей трактира.

Не обошла наружная реклама и Русь.

Всем нам с детства знаком камень с выбитым на нём былинным текстом: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Вдоль путей торговых маршрутов купцов стояли каменные столбы, которые информировали путников о направлении пути, и расстояния до того, или иного города. Вывески устанавливались лишь на некоторых домах, более была распространена графическая реклама в виде лубочных картинок. На этих картинках рисовали товар, иногда его описание. Сделаны они были с большим чувством юмора, так как служили в основном развлекательным целям.

В эпоху Возрождения, так как основная масса людей была безграмотной, на вывесках опять же вместо текста красовались барельефы. Впрочем, подавляющая безграмотность явилась одной из причин для совершенствования качества графики. По достоверным сведениям, сам Леонардо да Винчи приложил свою кисть к разработкам наружной рекламы того времени. Описан случай, когда некий рыболов Джованни попросил Леонардо да Винчи нарисовать для его рыбной лавки «что-нибудь этакое удивительное и устрашающее, тогда каждому покупателю занятно будет зайти в лавку и поглядеть на чудеса. Глядишь, что-нибудь и купят.»

С изобретением Гутенбергом в 1450 году печатного станка наружная реклама несколько потеснилась полиграфией. Первое печатное рекламное объявление, помещенное на двери одной из церквей в Лондоне, и информировало о продаже прихожанам молитвенника. Во второй половине 15го века типографии появились во многих европейских городах, на городских стенах стали появляться печатные листовки, рекламировавшие различные виды товаров и услуг.

В 17 веке полиграфия добралась и до России.

Наиболее популярны в России были афиши, которые расклеивали повсеместно. Государство даже наложило монополию на выпуск полиграфической продукции, и с 12 июня 1783 года по 19 марта 1883 года право производства афиш принадлежало только государству.

В 19м веке произошло несколько научных открытий, которые сказались на эффективности производства. Как следствие, возник переизбыток товаров, и торговцам стала необходима эффективная реклама. Наружная реклама получила своё второе рождение. Без витрины уже не обходился ни один магазин. Реклама получила настолько большой толчок в развитии, что в 1897 году в Санкт-Петербурге была проведена первая российская рекламная выставка. На витринах магазинов можно было встретить работы знаменитых художников того времени: В.А. Андреева, И. Порфирова, С. С. Соломко и И. С. Галкина. Часто в витрину выставлялся образец продаваемого товара, а в тёмное время суток витрина подсвечивалась электричеством или керосиновыми лампами.

Городские улицы пестрели обилием вывесок и витрин. Если хозяин имел несколько магазинов, то на всех висели одинаковые вывески, очень часто и фасад отделывали в стиле вывески.

Формировалось понятие «фирменного стиля». По свидетельству путешественников тех лет, самые красивые вывески они видели в Москве или в Петербурге.

В 20м веке, благодаря распространению электрических сетей и открытиям в области инертных газов, стал расцветом наружной рекламы. В этом процессе значительная роль принадлежит США. Американская реклама, пожалуй, и по сей день остаётся наиболее прогрессивной в мире.

В России к наружной рекламе приложили свои усилия такие известные личности как В. Маяковский, Б. Кустодиев и многие другие. На Международной художественно-промышленной выставке в Париже в 1925 году образцы плакатов и вывесок из СССР произвели фурор, а В. Маяковский и А. Родченко были удостоены серебряных медалей.

В послевоенные годы наружная реклама в СССР, в основном, сводилась к гигантским буквам на крышах домов «СЛАВА КПСС».

Во время перестройки у продавцов опять возникла потребность в вывесках и лайтбоксах. К тому же представительствам различных зарубежных компаний так же требовалась наружная реклама.

К началу нового века общее количество рекламных носителей на улицах Москвы сравнилось с такими городами как Лондон и Нью-Йорк, а некоторым московским образцам наружной рекламы может позавидовать и Лас-Вегас.